Зерновые – это предмет гордости отечественных аграриев и чиновников. Наша страна занимает первое место в мире по их экспорту. Однако зерно – это почти такой же сырьевой продукт, как нефть либо руда. Оно имеет низкую добавленную стоимость и ценится на мировом аграрном рынке гораздо меньше, нежели продукты его переработки – мука, крупы, а также готовые хлебобулочные изделия.

В результате получается, что Россия в цепочке разделения труда располагается на самом последнем месте, так как продает зерно, а покупатели из других стран уже перерабатывают его в муку и хлеб и зарабатывают на этом больше.

Постановление о субсидировании финансовых трат РЖД на перевозку зерновых в объеме 3 млрд руб., которое было подготовлено Минсельхозом, наконец-то вступило в силу.

В соответствии с данным документов, общий размер субсидий составит около 2,99 млрд руб. Деньги предоставят РЖД на перевозку зерна к южным, северо-западным, а также дальневосточным портам. Таким образом, предлагается стимулировать экспорт зерна из 13 регионов.

Одновременно РЖД с 1 октября 2017 года ввели скидку в размере 10,3% к тарифам на экспортные перевозки зерновых (пшеницы, ржи, овса, ячменя, кукурузы, риса, гречихи, бобов, а также гороха, фасоли и других зерновых агрокультур) со станций, которые расположены в 7-ми выбранных Минсельхозом регионах. Скидка будет действовать до середины 2018 года. 

Зерновые культуры, которые выращены в Московской области, могут составить достойную конкуренцию зерну, поставленному из Краснодарского края. И несмотря на то, что валовый объем урожая зерна в регионе меньше, учитывая цену доставки в Подмосковье, местное зерно очень конкурентно.

Как отмечают специалисты, еще 7-8 лет назад никто не рассчитывал, что в Московской области можно выгодно выращивать зерновые культуры, а производство пшеницы для продовольственных нужд в Подмосковье считалось фантастикой и воспринималось как "непрофессионализм". На данный момент ситуация кардинально изменилась.

Новую автомобильную дорогу к порту Махачкала планируют ввести уже в 2018 году для того, чтобы интегрировать республику Дагестан в транспортно-логистический коридор со странами Иран, Индия и странами Персидского залива.

Речь идет о коридоре «Север-Юг», который соединит между собой Северную Европу и Юго-Восточную Азию, объединяя порты, ж/д и автодороги Азербайджана, Ирана и РФ. На первом этапе по коридору планируют транспортировать примерно 5 млн т груза в год, а в дальнейшем – свыше 10 млн т.

Рекордный урожай зерновых культур привел к значительному падению цен на них. Рост урожайности не компенсирует потери аграриев в стоимости в полной мере, поскольку затраты на производство также возросли. Доходность сельскохозяйственных производителей в сезоне 2017/18 гг. значительно сократится.

По данным Минсельхоза, на середину ноября нынешнего года в РФ было намолочено 137,7 млн т зерна в бункерном весе. По сравнению с прошлым годом данный показатель составлял 123,8 млн т. Согласно данным Института конъюнктуры аграрного рынка в ноябре урожайность зерновых является самой высокой за всю историю производства зерна в стране.